Образование

(Не)выразительная маска японского театра Но

(Не)выразительная маска японского театра Но

Театр Но медлительный и колоритный, вобравший в себя многоцветные краски страны Тысячи осеней — Японии. И во всем облике актера японского театра есть лишь одно тусклое и бледное пятно — это маска, которую носит актер. Но так ли невыразительна эта маска, как может показаться? Ответ читай в статье.
Маски Но чем-то похожи на маски комедии дель арте — каждый образ означает одного определенного персонажа. Всего масок Но насчитывают около 460, но достаточно 60, чтобы сыграть большую часть пьес этого театра. Маски делятся на стариков, мужчин, женщин, сверхъестественных существ, богов и животных. Ниже приведем несколько примеров самых известных масок.

Маски женщин

Две самые известные маски девушек: это маска красавицы и ревнивой женщины. Маска красавицы отражает представление о женской красоте и добронравии в Японии 14–15 века. Маску ревнивой женщины часто путают с маской демона — считалось, что ревность превращает женщину в злого духа. Верхняя часть маски означает скорбь, а нижняя — гнев.

Маска мужчины

Драматичная маска принца Сэмимару. Он родился слепым, поэтому отец бросил его в горах. Он — невинный юноша, играющий на традиционном музыкальном инструменте бива*. Спектакли с его участием, как правило, трагичны, и зрители на них часто плачут.

Маски стариков

Самая старая маска театра Но — маска окина-мэн. Она используется только для пьесы «Окина», которую играют на Новый год или в особых случаях. Сама маска — воплощение долголетия. Вторая известная маска — кодзе. Благородный старик или воплощение благородства.

Маски сверхъестественных существ

Хання — маска ревнивой женщины — относится и к этой группе масок. Но самым свирепым персонажем театра Но считается О-Бешими — один из 9 царей подземного мира, который представляет угрозу человеческой расе.

Маска животного

Широко распространилась не только в Японии, но и по всей Азии маска льва. Она была предназначена для танца льва, который танцевали для того, чтобы «приманить» удачу и благополучие.

(Не)выразительная маска

Так могут ли маски передать спектр чувств, который может продемонстрировать актер без нее? И да, и нет — все зависело от навыков конкретного актера, а еще — от умений художника по свету. Эмоции изображались не с помощью мимики, а с помощью наклона головы. От наклона зависело то, в каком свете — буквально — предстанет перед зрителем персонаж. В разнице можешь убедиться сам или сама: