Образование

Кто такой театральный куратор?

С 1 по 6 февраля у нас пройдет инсталляция «Бежать нельзя остаться». Мы поговорили с куратором проекта Александриной Шаклеевой о том, какой материал послужил источником вдохновения, и о том, в чем заключалась ее работа при создании спектакля. Читай скорее
Александрина Шаклеева
Александрина Шаклеева

В чем заключается работа куратора?

Куратор организует процессы, находит деньги, читает лекции, пишет тексты — в общем-то, поле его деятельности широко. При работе над театральными проектами куратор определяет актуальность, пытается предугадать контекст, в котором будет жить произведение, просчитать на несколько шагов вперед его судьбу. Куратор дает старт идее и находит команду, которая будет реализовывать проект.

Как вы подбирали режиссера под идею инсталляции?

У меня был материал, с которым я хотела поработать, и было общее видение формы этого материала. Остальное — за режиссером и художником. Я даю им только исходные. Как и в случае с иммерсивным спектаклем «ДЫМ.» я искала людей, которые могут сделать то, что мне нужно. Так понимают мир, так видят форму, так чувствуют. Я много езжу, много смотрю, нахожусь в общем контексте сегодняшнего искусства, поэтому я знаю, что там работает такой-то и он делает так-то, а там такой-то и он делает так-то. В общем, подбор команды — это вопрос того, как ты можешь решить уравнение, зная, какой должен быть результат. Ну и, наверное, просто базовая художественная интуиция и умение доверять тем людям, которых ты позвал в проект, даже если результат отходит от задуманного. Надо доверять людям, которых выбрал. И в работе, и в жизни.
Кто такой театральный куратор?, изображение №2

Как спектакль видоизменялся: от идеи до того результата, который видит зритель?

Мы созванивались с Ангелиной Миграновой и Родионом Сабировым, они рассказывали, как видят материал, делились своими идеями. Они привнесли в него свое понимание мира, темы. От меня — импульс и приглашение. Но у нас получилось то, чего мы хотели — и по форме, и по высказыванию.

Почему вы выбрали именно комикс в качестве материала?

Пару лет назад мы начали работать с современной детской литературой, потому что никто в Тюмени этого не делал. Так появились перформанс «Пусть они всегда танцуют», иммерсивный спектакль «ДЫМ.» и инсталляция «Бежать нельзя остаться»*. Так мы стали ездить по профессиональным фестивалям, получили свои первые значимые результаты. Бренд «Космоса» как театрального центра стал узнаваем в России. Комиксы решали несколько задач: они современные, понятные, позволяют перейти в пространство без актера, а труппы у нас нет — в общем, такая литература позволяла учитывать наши обстоятельства без ущерба качеству. Были и другие эксперименты, другие проекты, где эти же проблемы решаются другими инструментами.
*Иммерсивный спектакль «ДЫМ.» основан на графическом романе Ольги Лаврентьевой «Сурвило»; первоисточником перформанса «Пусть они всегда танцуют» стала книга Ульфа Старка «Пусть танцуют белые медведи», а инсталляция «Бежать нельзя остаться» — это работа по мотивам одноименного комикса Алексея Олейникова.
Статьи