Образование

Иммерсивный театр: с головой в искусство

Иммерсивный театр: с головой в искусство

Удивительно, но иммерсивный театр — это не сайт-специфик, не интерактив и даже не перформанс. То есть, место действия в иммерсиве не ставится во главу угла, но тем не менее, и не является привычной нам театральной сценой. Это не интерактив, потому что зрителю не предлагается активно взаимодействовать с обстановкой и актерами, хотя некоторые иммерсивные спектакли могут в себя включать элементы интерактива. И это не перформанс, поскольку действия актеров также не является основой представления. Так что же все-таки это такое — иммерсивный театр?

Посмотрим определение. В нем утверждается следующее: «Иммерсивный театр — одна из популярных форм современного интерактивного театра, где зрителя пытаются «погрузить» в разворачивающееся действие». То есть, с помощью места, действия и интерактива зрителя нужно внедрить в театр и его сюжет. Именно погружение становится основной целью иммерсивного спектакля. Это чем-то похоже на квест-комнату. Только если в квестах гость становится главным героем происходящего действия, то в иммерсивном театре зритель так и остается зрителем, которой порой пассивно наблюдает за спектаклем внутри самого спектакля

Иммерсивный театр и сайт-специфик

Иногда, чтобы погрузить зрителя в историю, авторы спектаклей используют прошлое одного места и иногда — целого города. Например, усадьбу, как часть драматургии используют в спектакле «19|07». По сюжету спектакля хозяин одного поместья дворянского рода Поливановых, уличив свою горничную в краже фамильного кольца, велел крепостным замуровать девушку в стенах особняка. Ее призрак до сих пор блуждает по усадьбам дворянского рода Поливановых, охраняя их невероятные тайны. Это спектакль-сериал, режиссерами которого стали Агата Вавилова и Артем Каграманян.
«19|07»
«19|07»

Иммерсивный театр и интерактив

Очень часто, как в Sleep no more — одной из первых иммерсивных постановок — зрителям строго запрещено взаимодействовать с актерами, кроме как в случаях, прописанных в сценариях. Но гости могут взаимодействовать не только с актерами, но и обстановкой. Как в нашем спектакле «ДЫМ.», в котором нет привычных действующих лиц. Зато зритель активно взаимодействует с предметами обстановки, которые погружают его в блокадное прошлое героини Валентины Сурвило. Куратор спектакля — Александрина Шаклеева, режиссер — Владислав Тутак.
«ДЫМ.»
«ДЫМ.»

Иммерсивный театр и перформанс

Конечно же, в иммерсивный театр использует для погружения и действие — иногда отделенное, а иногда и непосредственно привлекающее зрителя. Создатели спектакля Play Back — Mosspectacle — выстраивают драматургию на основе историй гостей. Участник рассказывает о себе и своей жизни или отвечает на вопрос ведущего, актеры — воспроизводят рассказ сразу же и тут же. Ведущий: Денис Куликов
Play Back
Play Back
В целом, иммерсивный театр «поглощает» все, что способно передать зрителю ощущение, что он оказался в некоем ином, непохожем на его привычное окружение, мире. Чувство погружения иногда настолько велико, что зритель буквально перенимает «правила игры» того спектакля, который создал режиссер. И, «вернувшись» обратно, в свою привычную действительность, зритель знает о себе путь и ненамного, но все-таки, чуть больше, чем прежде.
Статьи