Мы рассказали вам, что такое театр для одного зрителя. Теперь решили узнать, как к нему относятся в театральном сообществе. Мы спросили наших друзей – актеров, режиссеров, театроведов – о том, за или против они такого театра и почему. Никита Герасимов, актер и режиссер Я однозначно за. Я вообще считаю что форма не определяет качество театра, они все могут быть хороши. У каждой из театральных форм есть сильные стороны, круг тем, которых можно коснуться и вскрыть по-новому. Театр для одного зрителя не исключение, он импонирует тем, что может быть абсолютно интимен и честен не только для авторов спектакля, но и для каждого отдельного зрителя. Мария Слоева, театральный куратор и продюсер Я за все формы классного театра. В театре для одного зрителя предпочитаю ситуацию, где я действительно одна, а не одна зрительница и перформеры. Театр без людей. Один из моих сильных опытов театра без людей и при этом для одного зрителя: «.h.g.» (Trickster-p, Швейцария), инсталляция по сказке «Гензель и Гретель». Алиса Балабекян, театральная журналистка Я – за любой театр. В любых конфигурациях тел можно создать пространство для коммуникации, переживания, нового осмысления и восприятия вещей. Мария Кожина, театровед Мне кажется, это всегда приключение и путешествие, прежде всего, к себе. Обычно спектакли для одного сделаны так, что зритель, он же участник, то есть человек, максимально включенный, не только воспринимает то, что предлагает ему команда спектакля, но и наполняет спектакль своими смыслами. Я бы сказала, что часто это терапевтический театр, который моделирует встречу «зрителя» с самим собой (я специально беру зрителя в кавычки, предполагая, что зритель здесь активно участвует в происходящем, потому что, кроме него, некому). Для меня важным опытом был спектакль |общее место| Полины Кардымон и Элины Куликовой, в котором зритель знакомится с альбомами-дневниками, и через чужой опыт работает с собственной памятью. Этот спектакль предполагает высокую степень откровенности художниц по отношению к тому, кто читает их дневники, и это провоцирует на то, чтобы «зритель» в ответ был откровенен с самим собой.